На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы логопеда

Речевые игры с детьми

Практикум для родителей

Учитель-логопед Зырянова Е.Л.

 

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелосьбынашим детям.

Мы предлагаем вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересными,главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместесвзрослым делаетее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, этотестихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чем же польза этих игр?Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.

 

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговоритео егосодержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например; «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх.Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво, о мяснике - грубоватым голосом, о мышонке - тоненьким, высоким голоском, о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь удобнее и... читайте, придумывайте, играйте вместе с нами!

 

 

«Аты-баты, шли солдаты»

(И. Бодраченко по народной потешке)

 

Аты-баты, Дети маршируют.

Шли солдаты Прикладывают,правую руку к голове - «отдают честь».

Аты-баты, Маршируют.

На базар. Указываютлевой рукой в сторону базара «вон там базар».

Аты-баты, Маршируют.

Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками»

Аты-баты, Маршируют.

Самовар Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Аты-баты, Маршируют.

Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты, Маршируют.

Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты, Маршируют.

Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация

Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце»

Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку»

 

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи, Слегка расставляютноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печи».

Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».

Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».

Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую рукув кулак перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».

Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе.

Нам остался лишь батон, Вытягивают руки пеед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением.

Кто не съел, Кладут обе руки на живот.

Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным Пальцем указывают на «выход».

 


Речевая игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)

Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, низким голосом, переступая с ноги на ногу.

Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивительной интонацией.

И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.

И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову - «упрямый бык»

И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны «сидят на телеге»

И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой.

И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».

И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».

Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак кулак обнимает другой, большие пальцы рук подняты вверх и соединены - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу»

Скушал дом, поднимают рука над головой «крыша дома»

Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично.

А потом и говорит: Разводят руки в стороны.

- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.