На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Играем с пальчиками - развиваем речь

Консультацию подготовилаи: Кондакова Е.С., Смачнева Е.И.

Взаимосвязь мелкой  моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока - кашу варила».      Помните, что игры с пальчиками  помогут преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. У пальчиковых игр есть одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.

Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

Предложите разложить  в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. 

  1. Проведите  игру-соревнование. Разложите  болтики или гайки в два разных контейнера на скорость.
  2.  Складывайте  забавные фигурки из спичек или счетных палочек. (Лесенка, елочка, домик, кроватка для куклы)       
  3. Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. ·        
  4. Лепите из пластилина.
  5. Играйте в мозаику и пазлы.        
  6. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  7. Купите краски и карандаши  для рисования.

 Помогут книжки-раскраски.        

  1. Игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика.                          Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала четкой и выразительной.  Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения.

 

Дождик.

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
На каждую строку сжимаем и
разжимаем пальцы на обеих руках.
Напугал большую кошку,  
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Встряхиваем ладонями, как будто
отряхиваем их от воды.
Сразу город мокрым стал.
Дождик кончился. Устал.
Кладем ладони на стол.

 


ПЕЧЕМ БЛИНЫ.
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно.

Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(Имитируем  еду)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ.
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора - вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки - одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке - «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

МОЕМ РУКИ.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Котёнок.

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок.

Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка 
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)