На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать.

МультфильмыМультфильмы занимают большое место в жизни современных дошкольников. Далеко не всегда их качество соответствует возможностям их понимания и задачам развития. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие.

Полноценное восприятие мультфильмов возможно после 3 лет, когда у ребенка достаточно развита речь, появляется воображение, он может общаться. С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребенка. В этом случае восприятие художественного текста оказывает развивающее воздействие.

Художественный фильм обогащает жизнь ребенка новыми представлениями, сюжетами, знаниями. Восприятие художественных произведений пробуждает познавательную активность и любознательность, требует концентрации внимания, соотнесения отдельных фрагментов текста, понимания связей и отношений между событиями и персонажами. Все это способствует познавательному развитию.

Кроме того, мультфильмы дают модели поведения персонажей. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Они могут стать для ребенка воплощением доброты, смелости, щедрости, отзывчивости и других ценных положительных качеств.

Таким образом, художественный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития. Но потенциал может реализоваться лишь в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребенка.

В соответствии с возрастными особенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом, в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с природными явлениями, с миром техники и пр. Важны узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах.

Для малышей важны общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями, эмоциональная окрашенность знакомых ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детеныши сказочных животных, активно действующие. Задающие образцы простых правил поведения.

Важно подчеркнуть, что для младших дошкольников существуют особые требования: продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Для среднего дошкольного возраста можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование – подчинение и пр.) Это могут быть разнообразные сказки (народные и авторские). Центральные темы связаны с миром людей (или антропоморфных животных), их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением.

Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребенка. Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия. Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

В старшем дошкольном возрасте тематикой произведений становятся развернутые сюжеты со сквозными персонажами. Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героя.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными. Возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но и переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определенное отношение.

Для старших дошкольников в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей.

Таковы в общих чертах характеристики содержания произведений для детей на разных этапах дошкольного детства.

Материал подготовили: Атнабаева Г.Р.