На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Учите детей трудиться

Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления.

И. Кон

 

Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимыx для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности, к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой подготовить их к будущей самостоятельной деятельности. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общие правила, требования, запреты. Следовательно, первоначальное воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей – общественно полезным.

Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей. В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.) Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) – результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако, они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

 Учите детей трудитьсяЗадача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справится с заданием. Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. Бесконечные опасения взрослых, их излишня осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времен приводят к тому, что ребенок активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю; Не лезь; Не трогай»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности и ребенка первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом ( помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля. Интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждает семья, дошкольное учреждение. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном, эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы.

Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

 

Материал подготовили: Абрамович Е.Л., Богданова Е.В.