На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы психолога

Агрессия у детей

Как вести себя, если ребенок агрессивен

Во-первых, необходимо определить причину и истоки агрессивности ребенка.

Во-вторых, после установления причины необходимо выработать единую тактику борьбы с этой проблемой в семье, детском саду. Эта тактика должна включать в себя:

  1. Система табу - что нельзя делать ни под каким видом (например: «нельзя поднимать руку на других детей»)
  2. Единый способ реагирования на нарушения табу. Ребенка при этом не бьют и даже не ругают. Эффективней будет отчуждение (это сильное наказание и обычно 3-4 таких эпизодов достаточно, чтобы ребенок усвоил урок).
  3. Единые требования к ребенку (можно составить список достигнутых договоренностей в семье и поместить его на видное место, например: «перед едой не давать ребенку сладкое»…).
  4. Обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева, ярости, раздражения. Самый хороший способ обучения - личный пример: Папа приходит с работы и не набрасывается на домашних с тем, чтобы сорвать на них зло, а говорит: "Я в ярости. Пока не успокоюсь, ко мне лучше не подходить!" Вполне вероятно, что со временем ребенок тоже будет говорить о своих чувствах вместо того, чтобы бросаться на пол и устраивать скандалы.

Если причиной агрессивности сильного и активного ребенка оказалась «заорганизованность» его жизни, обилие запретов и воображаемых опасностей, то бороться с такой агрессивностью достаточно просто. Необходимо найти в себе силы и «отпустить» ребенка, предоставить ему адекватную его возрасту самостоятельность, а также место, время и возможности для свободной реализации его активности: длительные прогулки с лазаньем по всему, на что он может залезть без риска для жизни, спортивная секция, гимнастический уголок для таких детей необходим

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии:

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что- то другое.

  • полное игнорирование реакций ребенка;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду, ведь ты сильнее меня…»)
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»)

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личность.

Необходимо проводить четкую границу между поступком и личностью. После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Не читать морали ребенку, а показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Но при этом ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

  • констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»)
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто- то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договорились!»).

3. Контроль за собственными негативными эмоциями.

Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми, когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией, уменьшить напряжения ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»;
  • наказание или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;
  • сравнение ребенка с другими детьми;
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды.

5. Обсуждение поступка.

Анализировать поведение нужно только после того, как ситуация разрешится и все успокоится.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Не осуждать ребенка публично и не давать негативную оценку личности ребенка (оценивать надо сам поступок, действия). Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Это является важным условием воспитания «Контролируемой агрессии у ребенка». Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает в себя следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание (слушание без анализа);
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Причины детской агрессии

  1. То или иное заболевание центральной нервной системы (лечение у детского психиатра).
  2. Агрессивность как средство психологической защиты (самая распространенная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.

От чего защищаются?

От сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, у детей отсутствует «базовое доверие к миру». Нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей.

Безразличие или враждебность со стороны родителей: у детей, похожих на супруга, с которым не сложились семейные отношения; у тех детей, которые, по мнению родителей, «отняли у старших свободу» и др. Из-за длительной болезни сына мать потеряла перспективную работу, стала срываться на домашних, в итоге муж ушел из семьи . Во всех бедах мать обвинила сына. Ребенок стал с враждебностью относиться к окружающему миру.

3. Различные нарушения семейного воспитания.

  • Алкоголизм родителей.
  • Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
  • Неуважение к личности ребенка.
  • Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
  • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Чрезмерное потакание капризам ребенка «Мы жили трудно, пусть ему повезет…» и наоборот, педагогическая запущенность детей в связи с вечно занятыми родителями. Их агрессия - способ привлечь к себе внимание родителей, в котором дети нуждаются. Дети действуют по принципу «Лучше пусть отчитают, чем не заметят». Разница в восприятии мира взрослого и ребенка - то, что кажется взрослому пустяком, ребенку может показаться катастрофой вселенского масштаба. В результате у ребенка складывается впечатление, что взрослые совершенно не способны его понять.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?), для них стукнуть палкой по спине человека или по доске - и то и другое лишь объект для исследования, интереса. Настоящей агрессии у них поначалу нет, но когда их поступки встречают естественных отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями или завышенным болевым порогом совершенно непонятный), то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.

Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др. Если на ребенка в это время очень давить, то есть волоком тащить его гулять, насильно одевать и т.д., то можно получить тот тип сопротивления, который легко можно принять за самую настоящую агрессивность. Но это не агрессия, а сопротивление. Если перестать «насиловать» ребенка, минует кризисный возраст и вся агрессивность исчезнет.

6. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

7. Отказ в праве на личную свободу.

Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

8. Подсознательное ожидание страха.

Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.

9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.

Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.

10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.

Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).

11. Недовольство собой.

При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

12. Повышенная раздражительность.

13. Чувство вины.

Перед тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Это перенаправляется на них же.