На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы логопеда

Памятка - Артикуляционная гимнастика

Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как воспитанников, так и их родителей.

Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами.

Часто родители воспринимают логопеда, как врача - "Работайте, а мы в стороне".

Но ведь у логопеда нет "волшебной таблетки", выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.

Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо - памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.

Дорогие и любимые папочка и мамочка!

Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться, правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:

 

Для правильного выполнения артикуляционной гимнастики у меня есть шпаргалочка:

Шпаргалка: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - перед зеркалом!!!

  1. "Лопатка" - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
  2. "Часики" - движения языком вправо-влево.
  3. "Маляр" - движения языком вперед-назад по нёбу.
  4. "Качели" - движения языком вверх-вниз:
    1. к верхней - нижней губе
    2. к верхним - нижним зубам
  5. "Вкусное варенье" - круговые движения языком по губам.
  6. "Чашечка" - широкий язык поднят вверх:
    1. к верхней губе
    2. к верхним зубам
    3. к верхним альвеолам
  7. "Лошадка" - щелканье языком.
  8. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.

Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком

артикуляционная гимнастика

артикуляционная гимнастика 

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы - вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди - забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи,
И лопатку подержи.
артикуляционная гимнастика

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз - два»
артикуляционная гимнастика

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
артикуляционная гимнастика

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

 

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.
артикуляционная гимнастика

«Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык - широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нет у других дел.
артикуляционная гимнастика

«Трубочка-желобок»

- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается,
Желобок, не разрушается.
артикуляционная гимнастика

«Горка»

- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки,
Горка есть и - всё в порядке!
артикуляционная гимнастика

«Маляр»

- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш - кисточка, нёбо - потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем - привет!
артикуляционная гимнастика

«Грибок»

- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд - молчок!
артикуляционная гимнастика

«Гармошка»

- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок,
Делает вот так - молчок!
Челюсть нижняя вниз,
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
артикуляционная гимнастика

«Пароход»

- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
артикуляционная гимнастика

«Болтушка - индюк»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!
артикуляционная гимнастика

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы - в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
- Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

 

Материал подготовила: учитель-логопед Шац Л.П.