На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы логопеда

Развитие речи

Развитие речи в детском саду

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может, ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…».

Да как же иначе: ведь это родители говорили, рассказывали, объясняли – не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других слово не вытянешь. Но даже «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

 

Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает

короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его …(боюсь)

Все спешим мы на перрон

И садимся в свой … (вагон).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота … (гол)

Лодки по реке плывут,

Люди веслами … (гребут)

 

Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года;

- назови слово – предмет, слово – действие, слово – цвет, только веселые слова, колючие слова, сладкие слова и т.п.;

- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. Д.;

- играй в игру «Если бы, да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что… .

Если бы я был Музыкой, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что… .

Если бы я был Мандарином, то я бы …, потому что… .

- играйте в игру «Хорошо – плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что телевизор сломался, а что плохого?

- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселые – грустный, сильный – слабый и т.д.;

развитие речи

- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка-точка-кочка…

1. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

2. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении».

(В лес расти грибы. Шишки расти дерево)

1. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

 

1. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия, иронии – и увлеченный «говорун сразу скисает».

материал подготовила учитель-логопед Зырянова Е.Л.