На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»

Организация педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

Материал подготовили воспитатели: Мастрикова Н.В., Кащенко М.А.

 

В дошкольном возрасте есть одна, самая важная детская деятельность, которая обеспечивает развитие всех детских способностей - мышления, воображения, коммуникативных навыков - умения договариваться, разрешать конфликты и др. Эта деятельность - ролевая игра, она является «ведущей» для дошкольного возраста.

Большое внимание уделяется игре и роли взрослого в поддержке игры. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. А что бы дети спланировали свою игру, их надо заинтересовать. Мотивировать, чтобы малыши САМИ захотели играть. Для этого используются книги, видео, встречи с интересными людьми, занятия по ознакомлению дошкольников с профессиями; экскурсии виртуальные или реальные.

Чтобы обеспечить успешное использование детьми новой информации в своей игре, воспитатель проводит с детьми групповую драматизацию, в ходе которой дети учатся использовать ролевую речь и жесты, присущие тому или иному персонажу.

Другие формы педагогической поддержки игры, с целью формирования её развитой формы, включают в себя демонстрацию того, как можно использовать полифункциональный и неоформленный игровой материал. Самоорганизованная игра говорит о наличии игрового опыта. Сами придумали, собрали друзей, взяли атрибуты, инструменты и заиграли.

Младший дошкольный возраст (3-4 года) Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог предлагает им выбрать игру, вызывает с помощью различных приемов в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание - игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра игрушек.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам? » Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В среднем возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь напомнить об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл увиденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно, даже без предложения воспитателя. Но можно посоветовать детям тему игры, зная, что она заинтересует их.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Роль взрослого в поддержке игры с целью формирования её развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.

Дети планируют свою игру перед тем, как начать играть. Вначале воспитатель спрашивает каждого ребёнка, во что он хочет играть и кем он хочет быть в игре, поощряя детей, к обсуждению друг с другом игровых сценариев и ролей. Старшим детям воспитатель может задавать более конкретные вопросы про их сценарии: например, какой игровой материал им может понадобиться и чем они могут заменить недостающие предметы. Делая планирование обязательным, воспитатель помогает ребёнку концентрироваться на роли и связанных с ней правилах. Другие формы педагогической поддержки игры включают в себя демонстрацию того, как можно использовать полифункциональный и неоформленный игровой материал; демонстрацию ролевой речи, присущей различным персонажам, и обсуждение различных вариантов развития игрового сценария. Для формирования развитой игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме игры. Для этого используются экскурсии (реальные или виртуальные), приглашённые докладчики, книги и видео.