На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»

Конспект «Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (старшая группа 5-6 лет)

Тема: «Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги»

Подготовили: Мастрикова Н.В., Кащенко М.А.

Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря: мягкая – твёрдая; прочная – непрочная; высокая – низкая степень водопроницаемости.

Предварительная работа: беседы на тему «Бумага в нашей жизни»

Материалы и оборудование: Бумага разных видов (для опыта берём только салфетки и картон), ёмкости с водой.

Ход занятия: Дети находятся в игровой зоне, воспитатель входит с глобусом. Вместе с детьми рассматривают глобус, вращают вокруг оси, изучают.

- Дети, что это такое?

- Глобус

- А что такое глобус?

- Это модель Земли?

- А что такое модель?

- Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз.

- Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе.

- Цвета обозначают воду и сушу. Суша – это горы, пески, леса, равнины и др.

- Какого цвета очень много на глобусе?

- Голубого, синего.

- Почему?

- Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли.

- А какого цвета очень мало?

- Зеленого.

- Как вы думаете, почему?

- Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют.

- А для чего рубят леса?

- Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги.

- Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее наверное тоже видите?

- Да, видим книги, альбомы…

- Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего? Ответы детей…

- Дети, сегодня мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент? (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Существуют разные виды бумаги: калька, бархатная и тд. Но сегодня мы рассмотрим два вида бумаги – это салфетка и картон.  Но перед экспериментированием надо немножко подвигаться.

Физминутка. «Если нравится тебе, то делай так…»

Экспериментально-исследовательская деятельность.

  1. Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги: мягкость – твёрдость. Попробуем помять салфетку и картон. Какая бумага легче мнется? Салфетка  легче мнется, и пальцы не устают, так как она тонкая, а вот  смять картон очень сложно, надо приложить максимум усилий. Это первое свойство бумаги. Дети отмечают в таблице (+,-)
  2. Второе свойство бумаги – прочность. Попробуйте порвать салфетку – картон. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Ответы детей…., фиксируют в таблице.
  3. Третье свойство бумаги – водопроницаемость. В емкость с водой опустим бумагу. Дети делают выводы: салфетка намокла быстрее, так как лёгкая, значит у неё высокая степень водопроницаемости. Картон же напротив, так как плотный – низкая степень водопроницаемости. Фиксация в таблице..

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем

Мы бумагу рвем, рвем,

мы бумагу клеим, клеим

мы бумагу мнем, мнем.

Итог. Понравилась, ли вам наша беседа, опыты? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?