На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Проводим опыты и эксперименты дома

маленький экспериментаторПоисковая активность является естественным проявлением детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Летний период - это идеальная возможность для Вашего малыша стать пытливым исследователем и экспериментатором окружающего мира.

Задача взрослых поддержать его в этой увлекательной инициативе!!!

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома и на отдыхе. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Советуем приготовить альбом для рисования, цветные карандаши или фломастеры, чтобы малыш мог делать зарисовки опытов и наблюдений.

Вот некоторые опыты и наблюдения, которые вы можете сделать с ребёнком дома.

Опыты с ребёнком среднего возраста 4-5 лет.

«Лёд-вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.

Побеседуйте с ребенком о временах года, чётко противопоставляя зиму и лето, весну и осень ( весна - это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно(как зимой), то тепло(как летом) - и осенью тоже. Весной все начинает таять - лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя - снег. Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы.

«Растворение соли»

Проведите с ребенком опыт по растворению соли в воде. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

«Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку-свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

«Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением - можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Опыты для детей старшего возраста 5-7 лет.

«Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться - создают ветер, ветер - это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

«Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

«Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за счет них, как на «надувной подушке».

«Греет ли шуба?»

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обёртке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обёртке заверните в полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через тридцать разверните укутанное мороженое и выложите его без обёртки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличии от того, что на блюдечке почти не растаяло. Так что же? Может шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем её зимой, если она не греет, а охлаждает? Объясняется всё просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замёрзнуть» Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мёрзнет.

Материал подготовили:
воспитатели: Л.Д. Санду,  Т.А. Москвина