На главную - Безопасность - Пожарная безопасность - В помощь педагогу
Конспект тематического занятия «Осторожно, огонь!»
Цель: сформировать навыки безопасного поведения с огнем и действий в случае возникновения пожара.
Задачи:
− учить правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;
− закрепить знания детей об использовании огня человеком;
− углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожара;
− формировать у детей основы безопасного поведения с электроприборами;
− развивать логическое мышление, внимание;
− воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
Материал: подсвечник со свечой, таблица «Огонь – помощник человека»; письмо от старухи Шапокляк с советами по пожарной безопасности; плакат «Правила поведения при пожаре»; сигнал пожарной машины; карточки «Последовательность действий при пожаре»; средства пожаротушения (огнетушитель, емкости с водой и песком, плотная ткань); карточки с игровыми заданиями, памятка.
Ход занятия:
1.Воспитатель загадывает загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
-Как вы думаете, о чем эта загадка (об огне).
Воспитатель зажигает свечу.
-На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.
Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода. Огню поклонялись, как божеству, о нем рассказывали легенды. Сила огня очень велика. Как сейчас используется огонь человеком?
На столах у детей карточки «Огонь – помощник человека». Дети называют значение огня (согревает; заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу).
Воспитатель:
-Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.
Чтение стихотворения:
Человеку друг огонь.
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать,
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
2.Сюрпризный момент: появление письма от старухи Шапокляк с советами о пожарной безопасности на основе стихотворения Г. Остера «Вредные советы»:
Спички – лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт –
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть
Или веник положить
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Воспитатель:
- Странные советы дает Шапокляк. Ребята, что может произойти, если мы с вами будем им следовать? (пожар)
Так и случилось с детьми Таней и Ваней, когда они остались дома одни.
Показ плаката «Правила поведения при пожаре». Кто из детей поступил правильно?
· Таня (Позвонила по телефону 01 (112, 101) и вызвала пожарных. Убежала из квартиры и закрыла за собой дверь. Позвала на помощь соседей. Сообщила пожарным о том, есть ли кто-то еще в квартире)
Неправильно?
· Ваня (Стал прятаться. Забежал в лифт. Заливал электроприбор водой. Открыл окно)
Физкультминутка
«Это я, это я и со мной мои друзья»
· Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
· Кто из вас, заметив дым
Говорит: «Пожар! Горим!»
· Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
· Кто свечей не зажигает
И другим не разрешает?
· Красный отблеск побежал
Кто со спичками играл?
· Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил утюг?
· Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
· Правила все точно знает
И всегда их соблюдает?
Дидактическая игра «Последовательность действий при пожаре» (алгоритм)
Дети «цепочкой» раскладывают карточки:
Позвонить по телефону 01 (112, 101) → сообщить, есть ли дома взрослые → назвать фамилию, имя, номер своего телефона → указать точный адрес → сказать в какой комнате пожар → что горит → есть ли огонь, огонь с дымом, дым.
Звучит пожарный сигнал.
Воспитатель:
-Вы узнали это сигнал? К нам приехали пожарные (дети). Они нам расскажут о средствах пожаротушения, в каких случаях их используют. (макет огнетушителя, песок, вода, плотная ткань)
Воспитатель:
-А сейчас мы проведем занимательную викторину.
Игровые задания:
1. «Горит – не горит»
Из предложенных предметов выбрать подверженные горению и не горящие (стекло, пластмасса, фарфор, дерево, ткань, резина, металл).
2. Из каких произведений строки:
· «Часто бывает, что при пожаре в многоэтажных домах остаются дети, и их трудно освободить, потому что они от испуга прячутся и молчат, а из-за дыма их нельзя рассмотреть. В этой ситуации в Лондоне используют специально обученных собак. Собаки эти живут с пожарными, и, когда загорится дом, пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, ее звали Боб. (А. Толстой «Пожарные собаки»)
· «Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол
Влез со скатерти на стол».
(С. Маршак «Пожар»)
· «А лисички взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите:
Помогите, помогите»
3. «Опасные соседи»
Соедините стрелками огонь и предметы, при неправильном обращении с которыми, может произойти пожар (спички, посуда, газовая плита, электроприборы).
4. Лабиринт «Узнай неисправный прибор»
Воспитатель:
-Молодцы, ребята. Все вы очень старались. Давайте назовем правила, которые вы должны навсегда запомнить и знакомить с ними других:
− Не балуйтесь со спичками и зажигалками (от неосторожного обращения могут загореться вещи мебель).
− Не пользуйтесь электроприборами в отсутствии взрослых.
− Не зажигайте свечи, бенгальские огни без взрослых.
− Не подходите близко к огню (может вспыхнуть одежда).
− Не сушите вещи над плитой (они могут загореться).
Раздача памяток.
Конспект подготовили: Богданова Е.В., Абрамович Е.Л.