№ п/п | Требование | Содержание |
1. | Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: | реализацию различных образовательных программ |
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия |
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность |
учет возрастных особенностей детей |
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых |
возможность двигательной активности детей |
возможность для уединения |
возможность самовыражения |
эмоциональное благополучие |
2. | Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: | - содержательно-насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
|
3. | Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей: | - социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
|
4. | Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: | в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым
- манипулирование с предметами
- познавательно-исследовательские действия
- восприятие музыки, детских песен и стихов
- двигательная активность и тактильно-двигательные игры
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок
- двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая
- коммуникативная
- познавательно-исследовательская
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд
- конструирование из разного материала
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная
- двигательная
|
№ п/п | Требования к предметно-пространственной среде | Содержание |
1. | Насыщенность среды | - Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами;
Это обеспечивает ⇓ - Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
- Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
|
2. | Трансформируемость пространства | Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. |
3. | Полифункциональность материалов | - Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
|
4. | Вариативность среды | - Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
|
5. | Доступность среды | - Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
|
6. | Безопасность предметно-пространственной среды | Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |