Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности
(модифицирована по проекту «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ФИРО. Москва. 2011 г.)
Задачи работы | Вид помещений | Оснащение |
Виды деятельности детей Познавательно-исследовательская деятельность | ||
- сенсорное развитие | Игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.) Дидактические игры на развитие психических функций - мышления, внимания, памяти, воображения |
- познавательно-исследовательская деятельность | Методический кабинет Игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции) Образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.) Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- формирование элементарных математических представлений | Игровые комнаты групп | Объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др.) Образно-символический материал (головоломки, лабиринты) Нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.) Развивающие игры с математическим содержанием Домино, шашки, шахматы |
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Методический кабинет Игровые комнаты групп | Образно-символический материал Нормативно-знаковый материал Коллекции Настольно-печатные игры Электронные материалы (видеофильмы, слайд-шоу различной тематики) Справочная литература (энциклопедии) |
Коммуникативная деятельность | ||
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми | Все пространство детского сада | Картотека словесных игр Настольные игры (лото, домино) Нормативно-знаковый материал Игры на развитие мелкой моторики Развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др.) Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Игры-забавы |
- развитие всех компонентов устной речи детей | Методический кабинет Игровые комнаты всех групп | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | ||
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений | Методический кабинет Все помещения групп Музыкальный зал Участок учреждения | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Справочная литература (энциклопедии) Аудио и видеозаписи литературных произведений Образно-символический материал (игры «Парочки», «Литературные герои», пазлы) Различные виды театров Ширма для кукольного театра Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок Игрушки-персонажи Игрушки-предметы оперирования Алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов Картотека подвижных игр со словами Картотека словесных игр Картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества Книжные уголки в группах материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- развитие литературной речи | ||
- приобщение к словесному искусству | ||
Игровая деятельность | ||
- развитие игровой деятельности детей | Игровые комнаты всех групп Участок учреждения | Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Игрушки-предметы оперирования Маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) Полифункциональные материалы Игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей» Строительный материал Конструкторы Детали конструктора материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Все пространство учреждения | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Настольные игры соответствующей тематики Альбомы «Правила группы, «Правила безопасности Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Игрушки-предметы оперирования Маркеры игрового пространства материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Все помещения групп | Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Поликлиника» и др.) Уголок ряжения Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Настольные игры соответствующей тематики Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Нормативно-знаковый материал |
- формирование патриотических чувств, | Игровые комнаты всех групп | Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Дидактические наборы соответствующей тематики Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Коллекции Образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации) Нормативно-знаковый материал |
- формирование чувства принадлежности к мировому сообществу | Игровые комнаты всех групп | Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Дидактические наборы соответствующей тематики Справочная литература Образно-символический материал (наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации) Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Коллекции Нормативно-знаковый материал |
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них | Все пространство учреждения (коридоры, холлы и пр.) Участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Энциклопедии Игрушки - предметы оперирования Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности |
- приобщение к правилам безопасного поведения | ||
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства | Игровые комнаты всех групп Участок детского сада | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Игрушки - предметы оперирования Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Полифункциональные материалы Настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки») Строительный материал Конструкторы Детали конструктора Художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по ОО«Безопасность» |
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям | Все пространство учреждения Участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Энциклопедии Игрушки - предметы оперирования Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты Маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) Строительный материал Конструкторы Детали конструктора Настольные игры соответствующей тематики Информационно-деловое оснащение учреждения («Безопасность») Настольные игры соответствующей тематики |
Конструирование из разного материала | ||
- конструктивная деятельность | Методический кабинет Игровые комнаты групп | Образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.) Строительный материал Конструкторы напольные Детали конструктора настольного Плоскостные конструкторы Бумага, природные и бросовые материалы Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | ||
- развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе) | Все помещения групп Физкультурный и музыкальный зал Участок учреждения | Игрушки - предметы оперирования Маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др. Полифункциональные материалы Материалы для аппликации, конструирования из бумаги Природные, бросовые материалы Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Все пространство учреждения Участок учреждения | Игрушки-предметы оперирования Маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель) Полифункциональные материалы Образно-символический материал (виды профессий и т.д.) Настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает?» материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
Музыкальная деятельность | ||
- развитие музыкально-художественной деятельности | Кабинет музыкального руководителя Физкультурный и музыкальный зал Игровые комнаты групп | Музыкальный центр Пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями Пособия, игрушки, атрибуты Различные виды театров Ширма для кукольного театра Детские и взрослые костюмы Детские хохломские стулья и стол Шумовые коробочки Дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Русские композиторы») Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии |
- приобщение к музыкальному искусству | ||
Изобразительная деятельность | ||
- развитие изобразиельной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) | Игровые комнаты всех групп Участок учреждения | Слайды с репродукциями картин Материалы и оборудование для продуктивной деятельности: - для аппликации; - для рисования; - для лепки. Природный, бросовый материал Иллюстративный материал, картины, плакаты Настольно-печатные игры («Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др.) Альбомы художественных произведений Художественная литература с иллюстрациями Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки Скульптуры малых форм (глина, дерево) Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений |
- развитие детского творчества | Все пространство учреждения Участок учреждения | |
- приобщение к изобразительному искусству | Участок учреждения Игровые комнаты всех групп | Слайды с репродукциями картин Альбомы художественных произведений Художественная литература с иллюстрациями Иллюстративный материал, картины, плакаты Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки Скульптуры малых форм (глина, дерево) |
Двигательная деятельность | ||
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) | Физкультурный и музыкальный зал Игровые помещения групп Участок учреждения Бассейн | Музыкальный центр Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат» Игры на ловкость (Кегли, «Поймай рыбку» и т.д.) Тренажеры (велосипед и др.) Атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.) Игровые комплексы (горка) Качели, Карусели Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек |
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) | ||
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | Физкультурный и музыкальный зал Игровые помещения всех групп Участок учреждения Бассейн | Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.) Игры на ловкость (Кегли, «Поймай рыбку» и т.д.) Тренажеры (велосипед и др.) Фитболы Атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.) Игровые комплексы (горка) Качели Карусели |
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей | Все пространство учреждения Участок учреждения | Развивающие игры Художественная литература Игры на ловкость Дидактические игры на развитие психических функций - мышления, внимания, памяти, воображения Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат» Тренажеры (велосипед и др.) Атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.) Игровые комплексы (горка) Качели |
- воспитание культурно-гигиенических навыков | Все помещения групп Участок учреждения | Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков Художественная литература Игрушки-персонажи Игрушки - предметы оперирования Маркеры игрового пространства Настольные игры соответствующей тематики Иллюстративный материал, картины, плакаты |
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Все помещения групп Участок учреждения | Иллюстративный материал, картины, плакаты Настольные игры соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми Игрушки-персонажи Игрушки - предметы оперирования Физкультурно-игровое оборудование Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат» |