Сравнительный анализ изменений содержания дошкольного образования в соответствии с введением Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.
№ п.п. | Характеристика образовательного процесса
| Традиционное дошкольное образование | Развивающая (гуманистическая) образовательная парадигма (в соответствии с концепцией ФГОС ДО) |
1 | Ценностная ориентация | Система ценностей конкретного общества и государства | Общечеловеческие ценности |
2 | Целевая направленность | Формирование определенных знаний, умений и навыков | Формирование личности |
3 | Доминирующая составляющая | Обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. | Развитие. Не всякое обучение ведет за собой развитие, а только правильно организованное, осуществляемое в зоне ближайшего развития ребенка |
4 | Ориентация | На «среднего» ребенка | Личностная, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребенка |
5 | Позиции участников
| Взрослый - субъект процесса образования, ребенок - объект его педагогических воздействий, исполнитель его планов. | Взрослый и ребенок - субъекты образовательного процесса. Они взаимодействуют в совместной деятельности; не равны в буквальном смысле слова, но равноценны (равны по качеству). |
6 | Активность участников
| Взрослый занимает более активную позицию. Он - обучающий (ведущий); ребенок -обучающийся (ведомый). | Активны и взрослый, и ребенок как участники совместной деятельности |
7 | Основная деятельность | Учебная | Специфически детские виды деятельности |
8 | Обязательность участия детей | Обязательно для всех детей; у них нет выбора | Желательно, но необязательно. Есть выбор: участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другойдеятельностью |
9 | Основные мотивы участия детей | Авторитет взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности. | Интерес ребенка. Удивление ребенка.
|
10 | Стиль поведения взрослого | Руководящий, императивный, назидательный (дети - «подчиненные»!) | Демократический, уважительный (дети-собеседники и партнеры). |
11 | Необходимое поведение детей | Дисциплинированность, ответственность, исполнительность | Творчество. Познавательная активность. |
12 | Речь участников | Монолог взрослого | Общение (диалог) взрослого и детей |
13 | Модель организации | Аналог классно-урочной деятельности, школьной. | Совместная деятельность взрослого и детей |
14 | Основа содержания образования | Информационная | Деятельностная |
15 | Основной принцип организации содержания образования | Предметный | Смысловой. (Объединение темой, проектом, проблемой, событием и др.) |
16 | Основные принципы реализации содержания | Дифференциация: содержание дошкольного образования расчленено на отдельные учебные предметы, аналогичные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др. | Интеграция. Дифференцированное для взрослых на уровне нормативных и программно-методических документов содержание дошкольного образования реализуется как интегрированное в реальном образовательном процессе. Содержание дошкольного образования представлено как социально и личностно значимые для дошкольников темы, реализуемые в различных видах детской деятельности |
17 | Основное средство реализации содержания | Набор предписаний, требующих точного исполнения | Технологии, как некий алгоритм действий взрослого, допускающий творчество всех субъектов образовательного процесса |
18 | Тип обучения | Прямой | Непрямой |
19 | Опорная зона | Актуального развития | Ближайшего развития |
20 | Преобладающие методы | Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер | Поискового, проблемного характера |
21 | Основной путь и характер образования | Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. | Преобладает развитие мотивов, целеполагания деятельности. Естественное усвоение. |
22 | Основные формы образования | Учебное занятие, которое может включать в качестве составных частей (или методов обучения) игры, беседы, наблюдения, (объяснение нового), заключительная часть (самостоятельная работа, подведение итогов) коллекционирование и др. Структура занятия: организационный момент, или вводная часть, основная часть, заключительная часть, подведение итогов). | Игры, беседы, наблюдения, коллекционирование, чтение, решение проблемных ситуаций и др. как самостоятельные формы совместной и (или) самостоятельной деятельности детей. |
23 | Основные формы организации детей | Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными. | Подгрупповые, сочетаемые с групповыми и индивидуальными |
24 | Степень регламентированности | Очень высокая: образовательный процесс жестко регламентирован по времени, содержанию и формам. Любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса. | Низкая. Регламентация образовательного процесса существует, но он организован достаточно гибко. Поощряется творчество взрослого в построении планов, конспектов и т.д. в. соответствии с потребностями и интересами детей, актуальной ситуацией образовательного процесса. |
25 | Организация пространства | Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, мало перемещаются в пространстве в целях поддержания дисциплины. | Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности. Его позиция в пространстве определяется ее характером. Может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять свою часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнер. Дети могут перемещаться в пространстве в рамках осуществляемой деятельности (спрашивать, советоваться, договариваться, распределяться). |
26 | Контроль и оценка | Пооперационный (здесь и сейчас). Оценка каждого выполненного ребенком задания в рамках формирования ЗУНов | Отставленный по времени (по окончании образовательного периода). Оценка динамики формирования качеств ребенка |