На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы логопеда
Памятка - Артикуляционная гимнастика
Работая в дошкольном учреждении, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как воспитанников, так и их родителей.
Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами.
Часто родители воспринимают логопеда, как врача - "Работайте, а мы в стороне".
Но ведь у логопеда нет "волшебной таблетки", выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.
Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо - памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.
Дорогие и любимые папочка и мамочка!
Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться, правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:
Для правильного выполнения артикуляционной гимнастики у меня есть шпаргалочка:
Шпаргалка: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - перед зеркалом!!!
- "Лопатка" - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
- "Часики" - движения языком вправо-влево.
- "Маляр" - движения языком вперед-назад по нёбу.
- "Качели" - движения языком вверх-вниз:
- к верхней - нижней губе
- к верхним - нижним зубам
- "Вкусное варенье" - круговые движения языком по губам.
- "Чашечка" - широкий язык поднят вверх:
- к верхней губе
- к верхним зубам
- к верхним альвеолам
- "Лошадка" - щелканье языком.
- "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.
Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком
| «Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Потом губы - вперёд! И так делаем раз шесть. Всё! Хвалю! Начало есть! |
«Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр,Ну, а впереди - забор. Тормозит и назад. И так восемь раз подряд. | |
«Лопаточка» «Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи,И лопатку подержи. | |
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз - два» | |
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт. | |
«Змейка» - Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: Змея в пещере живёт. Кто её не хвалит, Того она ужалит. | |
«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить. | |
«Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык - широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье,Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся, Будто нет у других дел. | |
«Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Ну-ка делай, дружок!Язычок в желобок. Щёки ты не надувай, Губками прижимай! Плавно воздух выпускается, Желобок, не разрушается. | |
«Горка» - Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Санки привезли ребятки,Горка есть и - всё в порядке! | |
«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш - кисточка, нёбо - потолок.Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала. | |
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем - привет! | |
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб,Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд - молчок! | |
«Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок,Делает вот так - молчок! Челюсть нижняя вниз, Это вовсе не каприз. Гармошку делать продолжаем! Рот закрываем, открываем. | |
«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Отплывает пароходЫ-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы | |
«Болтушка - индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Бл-Бл-Бл Хвост, как веер, распустил. Бл-Бл-Бл Вот какой красивый я, Бл-Бл-Бл Полюбуйтесь на меня! | |
«Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы - в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук.Д-Д-Д-Д Ты чего стучишь, мой друг! Д-Д-Д-Д - Я не зря во рту стучу Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу. Д-Д-Д-Д |
Материал подготовила: учитель-логопед Шац Л.П.