На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Как помочь эмоциональным детям

Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож Ваш малыш?).

Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?

Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но и ты пойми меня, я чувствую…» После этого остается только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты ещё немного поиграешь, а потом зайчик тебя позовет и игра закончится».

Таким образом убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т.е. сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начинает Вами манипулировать, искать «новые кнопки».

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя». На помощь приходит игра «Солнышки» в которую можно поиграть с детьми дома.

Красиво оформляется бумага или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется, как надо убирать). Можно формировать любое другое желаемое качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно шумные уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня ты получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и т.д.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано, можно приступать к формированию другого.

Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ-мечту для ребенка.

Эмоциональные дети (боязливые или) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая - добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости»). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, так как постоянные зажимы у детей (агрессия, тревожность, боязливость) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Можно придумать и свои игры и использовать их.

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Т.к. иногда родительское творчество вместо положительных результатов может дать отрицательные. Например, в одной семье во время игры «Солнышки», родители стали добавлять «тучки» и ребенку понравилось их получать.

Действительно, с точки зрения ребенка, обращать на себя внимание легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж и весело. Поэтому, психологи рекомендуют только положительные подкрепления, поощрения (обнять, погладить).
Родительская любовь поможет ребенку справится с любыми трудностями.

Игры.

Игра «Минута шалости».

Ведущий по сигналу (н/р удар в бубен) предлагает ребенку пошалить, каждый делает то, что хочет. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Игра «Злая, добрая кошка»

Ребенок по сигналу ведущего превращается в злющую кошку: шипит и царапается. Ведущий повторяет: «Сильнее, сильнее» и ребенок, изображающий кошку, делает все более злые движения. Потом кошки превращаются в добрых кошек и ведут себя спокойно.

Материал подготовила:
воспитатель группы № 6 (корпус № 1) Ольт М.М.