На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов
Играем с пальчиками - развиваем речь
Консультацию подготовилаи: Кондакова Е.С., Смачнева Е.И.
Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока - кашу варила». Помните, что игры с пальчиками помогут преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. У пальчиковых игр есть одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для малыша нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если малыш не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится.
Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.
Предложите разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- Проведите игру-соревнование. Разложите болтики или гайки в два разных контейнера на скорость.
- Складывайте забавные фигурки из спичек или счетных палочек. (Лесенка, елочка, домик, кроватка для куклы)
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина. ·
- Лепите из пластилина.
- Играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Купите краски и карандаши для рисования.
Помогут книжки-раскраски.
- Игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения.
Дождик.
Вышел дождик на прогулку. | Шагаем пальчиками обеих рук по столу. |
Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, | На каждую строку сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках. |
Напугал большую кошку, | |
Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. | Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды. |
Сразу город мокрым стал. Дождик кончился. Устал. | Кладем ладони на стол. |
ПЕЧЕМ БЛИНЫ.
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(Имитируем еду)
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ.
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора - вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки - одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке - «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
МОЕМ РУКИ.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Котёнок.
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок.
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)
Моя семья
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)