На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов
Летний отдых с ребенком
Материал подготовили: Ширяева Е.М., Галкина Т.В.
Вот и наступили летние деньки. Пора собираться на дачу. А может быть лучше поехать, хотя бы на короткое время - на 3-4 недели, на юг?
Наблюдения педиатров показывают, что поездка к южному морю в летние месяцы, особенно на короткий период, требует большой перестройки детского организма. У ослабленных и больных хроническими заболеваниями акклиматизация проходит длительно, с напряжение регуляторных механизмов, а иногда приводит к обострению болезни.
Неорганизованный отдых на юге, у моря ребенка раннего и дошкольного возраста, как правило, требует больших усилий от родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе могут быть неприятные последствия - солнечные ожоги, ухудшение сна и аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех ребят проходит легко.
Из всего выше сказанного следует вывод, что ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном климате - на природе в загородной местности, т.е. на даче. Лето в средней полосе России прекрасно, хотя оно короче, чем нам бы хотелось. Так что его надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым.
Очень важно создать условия для полноценного отдыха и развития ребенка. Особенностью младших дошкольников является их огромная потребность в активных и разнообразных движениях, особенно летом, когда дети все время проводят на воздухе. Заранее подумайте, что нужно переоборудовать, как расставить все необходимое и в помещении, и на участке, где и что посадить.
Следует разбить большую клумбу. Позаботьтесь о том, чтобы цветы постоянно привлекали внимание ребенка яркостью и новизной впечатлений: на смену отцветшим распускаются новые. Отведите место для лужайки, где ребенок будет много двигаться. Разровняйте ее, периодически подстригайте. Приобретите «туннель». Дети любят заползать в него. Продумайте где повесить качели, где поставить столик для занятий, разбить песочницу - желательно, чтобы она находилась в тени, или соорудить теневой тент. играть с водой, плескаться можно и на залитой солнцем лужайке.
Необходимо продумать место для отдыха малыша. Ему явно захочется спокойно посидеть на садовой скамеечке, полежать, поспать на легкой детской раскладушке в тени деревьев, позагорать на легком одеяле или надувном матраце.
Однако не ограничивайтесь пределами своего участка. Ребенку полезны посильные для него прогулки ребенок 3-4 лет может пройти 1,5 - 2 км. В середине прогулки нужен отдых на 10 - 15 минут. Напоите ребенка, посидите с ним, обратите внимание на окружающую природу, поиграйте немного, например в прятки и, еще раз отдохнув, направляйтесь в обратный путь.
Солнце - мощный природный фактор, необходимый для здоровья. Воздействие солнца стимулирует деятельность иммунной системы, повышая защитные силы детского организма. Поэтому положительное значение солнечной радиации трудно переоценить. Вместе с тем длительное пребывание на солнце может привести к нежелательным последствиям. При длительном пребывании на солнце, особенно без головного убора, даже в средней полосе Росси, а не только на юге, может развиться солнечный удар, при котором происходит поражение нервной системы.
Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок загорал. Во время прогулки, а также перемещаясь по дачному участку, он получает вполне достаточное количество солнечных лучей. Играя поочередно в тени деревьев и на открытом солнечным лучам участке сначала с оголенными руками и ногами, а позднее в одних трусиках, ребенок получает световоздушную ванну, которая является самой мягкой закаливающей процедурой.
В течение дня 2-3 раза следует заниматься с ребенком гимнастикой. Занятия проводятся систематически. Кроме обязательных дыхательных упражнений, наклонов, приседаний, в зависимости от возраста можно вводить упражнения на спортивных снарядах, если они есть на вашей детской площадке. Во второй половине дня гимнастику можно заменить прогулкой или подвижными играми. Занятия гимнастикой имеют успех только при положительных эмоциях у ребенка и его интересе, который легче всего создается при активном участии взрослого.
После утренней гимнастики рекомендуется провести водную процедуру - умывание, обтирание, обливание, душ - в зависимости от того, насколько ребенок закален. Если раньше такое закаливание не проводилось, самое время начат его сейчас.
Целью закаливания является повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий: холода, жары, избыточной влажности - и, главное, к резкому их изменению. Эффект от закаливания может быть достигнут при строгом соблюдении следующих условий: постепенность и непрерывность процедур, учет индивидуальных особенностей ребенка, а также его положительного отношения к закаливающим процедурам. Нельзя начинать закаливание, если малыш нездоров или сразу после болезни. Закаливание следует начинать с мягких способов и постепенно переходить к более интенсивным. К мягким способам относятся воздушные ванны, обтирание тела прохладной водой и хождение босиком. К сожалению, не смотря на безусловную пользу, эти методы не предохраняют от простуды, если ребенок будет лежать или сидеть на холодной земле, или продрогнет на сквозняке. Поэтому от этих методов закаливания следует переходить к более интенсивным и воздействующим на все тело (водные процедуры по интенсивности воздействия располагаются в следующем порядке: обтирание, обливание, душ, купание). Если пришлось прервать закаливание из-за недомогания ребенка, его можно возобновить, начиная опять с мягкого воздействия (температуры воды, продолжительности процедуры), но наращивать интенсивность более быстрыми темпами, чем в начале.
К купанию в естественных водоемах можно приступить после подготовки к нему более мягкими закаливающими процедурами. Из-за опасности кожных заболеваний нельзя купаться в водоемах, где водятся утки. Вода должна быть чистой, проточной. Место для купания должно быть неглубоким, с медленным течением, ровным песчаным дном и песчаным пляжем. Глубина воды примерно 30-40 см. Разумеется, пребывание ребенка в воде должно находиться под строгим контролем взрослого.
В средней полосе России самое лучшее время для купания - от 10 до 12 часов. Купаться натощак и раньше чем через 1 1,5 часа после еды не следует. Ребенок не должен входить в воду разгоряченным или озябшим. После купания его нужно быстро вытереть и переодеть в сухую одежду.
Летом малыш почти весь день проводит на свежем воздухе, играет в подвижные игры, катается на велосипеде, купается. Повышенные энергозатраты и закаливающие мероприятия активизируют обмен веществ. Ребенок интенсивно растет и прибавляет в весе. Вследствие этого у него увеличивается потребность в пище, содержащей повышенное количество белка, витаминов и минеральных веществ. Недостающее количество белка летом обычно восполняется за счет увеличения потребления молочных продуктов, а витаминов и минеральных солей - за счет свежих овощей и фруктов. Вместе с тем в жару снижается выработка пищеварительных ферментов, необходимых для полноценного усвоения пищи. Улучшению пищеварения способствуют кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии. В жаркое время обед и полдник можно поменять местами. По мере созревания ранних овощей, зелени, ягод и фруктов они все шире включаются в рацион питания. При этом надо быть очень внимательными к содержанию в них нитратов.
Необходимо обеспечить ребенка и игровым материалом. У ребенка должны быть игрушки, с которыми ему будет интересно играть и в помещении, и на участке. За столиком он может играть с конструктором, рассматривать книжки. Тут же он может лепить, рисовать, заниматься аппликацией. Для подвижных и сюжетных игр ребенку понадобятся мячи разных размеров, пластмассовые разноцветные шарики, кегли, обручи, несколько видов машин, кукла, коляска, велосипед, детская посуда; наборы для игр с водой и песком. Продумайте, что, где будет храниться: важно, чтобы ребенок мог сам взять все необходимое, а после игры расставить по местам. Умение проявить инициативу, самому организовать игру, занять себя в этом случае успешно сочетается с приобретением ценного качества: быть аккуратным и обязательным.
Именно в летнее время открываются неповторимые возможности для развития умственных способностей детей. Ребенок приобретает информацию об окружающем мире. Следует поддерживать и всячески поощрять попытки ребенка включать в активный познавательный процесс всю анализаторную системы: зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения, осязание.
Чтобы закрепить приобретенные знания взрослому необходимо побуждать малыша к активным мыслительным операциям. Не ленитесь задавать ему вопросы: зачем? Почему? Как ты думаешь? и т.п. В этом случае идет интенсивное обогащение его словарного запаса. За летний период дети легко и непринужденно разучивают множество стихотворений и песен.
Природное окружение помогает успешно решать задачи одновременного овладения ребенком умственными и практическими действиями: накормить животное или птицу, полить клумбу или грядку, принести из колодца воды в маленьком ведерке и т.д., что неизменно повышает самооценку каждого ребенка.
Чтобы ребенок не растерялся в обилии ярких впечатлений, постарайтесь систематизировать новые для него знания, идите от простого к сложному, постепенно расширяйте круг его познаний в этом огромном мире.
Организуйте следующие наблюдения:
За растениями: рост растений, появление плодов, названия цветов, овощей, фруктов, деревьев, грибов; привлекайте ребенка к поливу и сбору урожая.
За животными: домашние животные и птицы, рыбы, лягушки, ежи, насекомые. Обращайте внимание на отличительные признаки, как правильно называются (взрослые животные и их детеныши), обобщающие названия групп животных, повадки, жилище.
За сезонными погодными явлениями: облачность, дождь, радуга, туман; изменения в растительности; особенности одежды и занятий людей.
За природный материалом: свойства воды, песка, глины; камни, ракушки пр.
За трудом взрослых: уход за животными, труд в огороде, в цветнике. Привлекать к совместной деятельности давая небольшие посильные поручения.