На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы педагогов

Русская народная сказка учит математике!!!

Русская народная сказка учит математикеМатериал подготовила: Занина М.А., Вельюрова О.А.

 

Дорогие родители! Читайте больше сказок детям! Конечно, сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Сказка сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры наиболее доступна для восприятия ребенка.

Так же с помощью русской народной сказки можно развить у ребенка элементарные математические представления.

Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Например, дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребёнок прибегает как к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая репка / маленькая репка). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине.

На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. Вначале репку тянул один дед, или, например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно справиться с этой работой. Понять сказку и ответить на любимый взрослыми вопрос, который является кульминационным «Кто же вытянул репку?» - можно только в том случае, если дети владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько» и т.п.

 

Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

При ознакомлении со сказкой «Лиса и заяц» целесообразно задать вопросы: «Сколько зверей пыталось помочь зайцу? Кто первый пришёл на помощь? Каким по счёту был петух?».

Обсуждая сказку «Волк и семеро козлят», дети отвечают на математические вопросы: «Каких героев по одному? (волк, коза), а сколько козлят?» (Семь). «Сколько козлят съел волк, если один спрятался?» (Шесть).

Влияние фольклора, художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений.

Русская народная сказка учит математике!!!Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме, поможет решить стандартные математические вопросы, задания (счет, решение обычных задач). Такие вопросы, как чем похожи? Чем отличаются? развивают логическое мышление, но математики без логики не существует. Очень важно дать ребенку понять, что такие понятия, как число, форма, величина не зависят от цвета, места расположения, материала... Для ребенка сказка – это жизнь. Тем более, во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности: «2 жадных медвежонка», «Волк и 7 козлят», «Цветик - семицветик".