На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы психолога

Десять советов родителям будущего первоклассника

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, кото­рые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учи­тельницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не за­пугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой про­цесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

ЧТО ПРИГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ

 

Требования к одежде

Во-первых, она должна соответствовать времени года и погоде. Например, ребенок не должен быть слишком легко одет зимой (вы хо­тите его закалить) и слишком тепло осенью или весной (вы боитесь, что он простудится). Во-вторых, одежда должна быть просторной и удобной. В отличие от грудных детей, ваш ребенок очень подвижен, и, если одежда ему тесна, он ощущает дискомфорт, в результате у него портится настроение. Если ребенок носит слишком тесную одежду, у него могут войти в привычку определенные движения: он может на­чать подергивать плечом или оттягивать рубашку под мышками, или поправлять штанишки, когда шов давит между ягодицами. В-треть­их, одежда должна быть из воздухопроницаемых тканей, чтобы тело ребенка дышало, чтобы свободно испарялся пот, т. к. ребенок много двигается. В-четвертых, одежда не должна мешать кровообращению, поэтому не покупайте ребенку одежду на слишком тугих резинках.

Очень важное правило: одежда должна соответствовать полу ребенка. Имеется в виду не только традиционный выбор цвета (у мальчиков темные - голубой, синий, у девочек светлые - розовый, красный), а еще и покрой. Дети этого возраста уже достаточно разви­ты для того, чтобы отличить «мальчишечью» одежду от «девчоночьей». И дети, как известно, бывают жестокими и могут дразнить ребенка, одетого несоответственно полу.

Если одежда соответствует всем вышеперечисленным требовани­ям, ребенок будет чувствовать себя свободно, уверенно и раскованно. Он будет пребывать в состоянии внутреннего равновесия, что крайне важно в ответственный период формирования личности.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос закаленным, и чтобы каждая простуда не была в вашем доме катастрофой, старайтесь одевать ре­бенка полегче, но одев ребенка легко, не позволяйте ему гулять слиш­ком долго и следите за тем, чтобы он больше двигался.

Необходимо обратить пристальное внимание на обувь. Ноги все­гда должны быть в тепле и сухости. Шерстяной шарф, шерстяная ша­почка, шерстяные носки - эти вещи должны быть у каждого ребенка. Помните про закономерность: сухие ноги - здоровое горло.

Если вы, гуляя, заходите в какое-либо помещение (магазин, кино­театр, библиотека) или в транспорт (вам ехать с полчаса), постарай­тесь сделать все, чтобы ребенок у вас не обливался потом. Можно рас­стегнуть куртку, снять шапку и варежки, развязать шарф.

Существуют требования к сменной обуви. Подошва у обуви не должна быть из черной резины, поскольку она оставляет на полу сле­ды (независимо от того, какой пол - паркетный, дощатый или по­крытый линолеумом). Дети на переменах много бегают, поэтому сменная обувь должна быть хорошо зафиксирована на ноге шнурками или застежками-липучками. Не рекомендуется надевать обувь с риф­леной подошвой (например, кроссовки), т. к. грязь, задержавшаяся в пазах, высохнув, вываливается.

 

С какого возраста отдавать ребенка в школу? Вы ознакомились с во­просами готовности к обучению в школе и связи психологической готов­ности со здоровьем. Теперь вам легче будет принять решение, в каком возрасте, в 6 или 7 лет, и куда предпочтительнее отдать вашего ребенка. Существуют разные взгляды на то, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Одни педагоги считают, что оптимальный возраст для начала обу­чения детей в школе - 7 лет; другие склоняется к тому, что можно отпра­вить ребенка в школу и в 6 лет, что он уже достаточно созрел.

Если вы не отправили ребенка в первый класс в 6 лет, то остав­шийся до школы год вы должны провести под знаком подготовки к школе. С подготовкой к школе у вас не будет проблем, если ваш ма­лыш посещает детский сад. В саду с детьми занимаются по специаль­ной программе, и они в плане подготовки и информационной нагруз­ки почти не чувствуют переход из старшей группы в первый класс. Несколько сложнее бывает «домашнему» ребенку. Ведь не всяким ро­дителям удается в достаточной мере подготовить ребенка к школе. Для этого нужно много времени, сил, организованности и главное знаний.

Многие родители избирают компромиссный вариант: они воспи­тывают ребенка дома, а за год до поступления в школу оформляют в детский сад. Ребенок привыкает к коллективу и обретает необходимые знания и навыки. В итоге адаптация к школе у ребенка проходит мягче.

При решении важного вопроса, в каком возрасте отправлять ребенка в школу, важное значение имеет состояние здоровья дошкольника. Вспомните, доношенным или недоношенным родился ваш ребенок, при­менялось ли родовспоможение, не было ли родовой травмы, часто ли бо­лел малыш в первый год жизни, назначались ли ему лекарства в больших дозах, всегда ли у ребенка было полноценное, богатое витаминами пита­ние, придерживались ли вы определенного режима дня. Все эти факторы в большей или меньшей степени влияют на психическое развитие ребен­ка, а, следовательно, на уровень его подготовленности к школе.

Не стоит высказывать ребенку, что это пустяковые проблемы - ко всем детским переживаниям нужно отнестись с уважением. Вот что обычно советуют психологи родителям, дети которых готовятся к школе. Чтобы школьный стресс не подкосил здоровье ребенка необходимо:

- последние дни августа провести с ребенком дома. Любое путешествие, даже самое увлекательное, - это нагрузка на его нервную систему;

- говорить с ребенком о школе нужно терпеливо, поправляя дет­ские высказывания: «Я не помню», «У меня не получается», на: «Я постараюсь» и «Я попробую»;

- не нужно превращать конец августа в сплошной марафон по магазинам. Достаточно купить одну-две вещи (если в школе не носят форму), остальное можно докупить потом;

- нельзя перегружать ребенка в сентябре занятиями в других шко­лах, студиях, кружках. Лучше отложить это до октября.

 

Материал подготовила педагог-психолог Матеркова Людмила Борисовна