На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы психолога
Десять советов родителям будущего первоклассника
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (и захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
ЧТО ПРИГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ
Требования к одежде
Во-первых, она должна соответствовать времени года и погоде. Например, ребенок не должен быть слишком легко одет зимой (вы хотите его закалить) и слишком тепло осенью или весной (вы боитесь, что он простудится). Во-вторых, одежда должна быть просторной и удобной. В отличие от грудных детей, ваш ребенок очень подвижен, и, если одежда ему тесна, он ощущает дискомфорт, в результате у него портится настроение. Если ребенок носит слишком тесную одежду, у него могут войти в привычку определенные движения: он может начать подергивать плечом или оттягивать рубашку под мышками, или поправлять штанишки, когда шов давит между ягодицами. В-третьих, одежда должна быть из воздухопроницаемых тканей, чтобы тело ребенка дышало, чтобы свободно испарялся пот, т. к. ребенок много двигается. В-четвертых, одежда не должна мешать кровообращению, поэтому не покупайте ребенку одежду на слишком тугих резинках.
Очень важное правило: одежда должна соответствовать полу ребенка. Имеется в виду не только традиционный выбор цвета (у мальчиков темные - голубой, синий, у девочек светлые - розовый, красный), а еще и покрой. Дети этого возраста уже достаточно развиты для того, чтобы отличить «мальчишечью» одежду от «девчоночьей». И дети, как известно, бывают жестокими и могут дразнить ребенка, одетого несоответственно полу.
Если одежда соответствует всем вышеперечисленным требованиям, ребенок будет чувствовать себя свободно, уверенно и раскованно. Он будет пребывать в состоянии внутреннего равновесия, что крайне важно в ответственный период формирования личности.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос закаленным, и чтобы каждая простуда не была в вашем доме катастрофой, старайтесь одевать ребенка полегче, но одев ребенка легко, не позволяйте ему гулять слишком долго и следите за тем, чтобы он больше двигался.
Необходимо обратить пристальное внимание на обувь. Ноги всегда должны быть в тепле и сухости. Шерстяной шарф, шерстяная шапочка, шерстяные носки - эти вещи должны быть у каждого ребенка. Помните про закономерность: сухие ноги - здоровое горло.
Если вы, гуляя, заходите в какое-либо помещение (магазин, кинотеатр, библиотека) или в транспорт (вам ехать с полчаса), постарайтесь сделать все, чтобы ребенок у вас не обливался потом. Можно расстегнуть куртку, снять шапку и варежки, развязать шарф.
Существуют требования к сменной обуви. Подошва у обуви не должна быть из черной резины, поскольку она оставляет на полу следы (независимо от того, какой пол - паркетный, дощатый или покрытый линолеумом). Дети на переменах много бегают, поэтому сменная обувь должна быть хорошо зафиксирована на ноге шнурками или застежками-липучками. Не рекомендуется надевать обувь с рифленой подошвой (например, кроссовки), т. к. грязь, задержавшаяся в пазах, высохнув, вываливается.
С какого возраста отдавать ребенка в школу? Вы ознакомились с вопросами готовности к обучению в школе и связи психологической готовности со здоровьем. Теперь вам легче будет принять решение, в каком возрасте, в 6 или 7 лет, и куда предпочтительнее отдать вашего ребенка. Существуют разные взгляды на то, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Одни педагоги считают, что оптимальный возраст для начала обучения детей в школе - 7 лет; другие склоняется к тому, что можно отправить ребенка в школу и в 6 лет, что он уже достаточно созрел.
Если вы не отправили ребенка в первый класс в 6 лет, то оставшийся до школы год вы должны провести под знаком подготовки к школе. С подготовкой к школе у вас не будет проблем, если ваш малыш посещает детский сад. В саду с детьми занимаются по специальной программе, и они в плане подготовки и информационной нагрузки почти не чувствуют переход из старшей группы в первый класс. Несколько сложнее бывает «домашнему» ребенку. Ведь не всяким родителям удается в достаточной мере подготовить ребенка к школе. Для этого нужно много времени, сил, организованности и главное знаний.
Многие родители избирают компромиссный вариант: они воспитывают ребенка дома, а за год до поступления в школу оформляют в детский сад. Ребенок привыкает к коллективу и обретает необходимые знания и навыки. В итоге адаптация к школе у ребенка проходит мягче.
При решении важного вопроса, в каком возрасте отправлять ребенка в школу, важное значение имеет состояние здоровья дошкольника. Вспомните, доношенным или недоношенным родился ваш ребенок, применялось ли родовспоможение, не было ли родовой травмы, часто ли болел малыш в первый год жизни, назначались ли ему лекарства в больших дозах, всегда ли у ребенка было полноценное, богатое витаминами питание, придерживались ли вы определенного режима дня. Все эти факторы в большей или меньшей степени влияют на психическое развитие ребенка, а, следовательно, на уровень его подготовленности к школе.
Не стоит высказывать ребенку, что это пустяковые проблемы - ко всем детским переживаниям нужно отнестись с уважением. Вот что обычно советуют психологи родителям, дети которых готовятся к школе. Чтобы школьный стресс не подкосил здоровье ребенка необходимо:
- последние дни августа провести с ребенком дома. Любое путешествие, даже самое увлекательное, - это нагрузка на его нервную систему;
- говорить с ребенком о школе нужно терпеливо, поправляя детские высказывания: «Я не помню», «У меня не получается», на: «Я постараюсь» и «Я попробую»;
- не нужно превращать конец августа в сплошной марафон по магазинам. Достаточно купить одну-две вещи (если в школе не носят форму), остальное можно докупить потом;
- нельзя перегружать ребенка в сентябре занятиями в других школах, студиях, кружках. Лучше отложить это до октября.
Материал подготовила педагог-психолог Матеркова Людмила Борисовна