На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы психолога
Кризис семи лет
На основе возникновения самосознания дошкольника появляется возрастной кризис семи лет.
Основные симптомы кризиса:
- манерничанье
- кривляние
- непослушание
- своеволие-
- конфликты с родными
- частые эмоциональные вспышки
Как справиться с кризисом семи лет
- Прежде всего, нужно помнить, что кризисы - это временные явления, длительностью не более 8 месяцев; они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
- Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
- Измените, своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
- Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
- Если ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твёрдое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Симптомы кризиса говорят об изменениях в самом сознании ребёнка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом - не негативная симптоматика, а стремление ребёнка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6 - 7 летнего ребёнка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания.
Стратегия позитивного оценивания ребёнка
- Положительная оценка ребёнка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).
- Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу») должны даваться в мягкой тактичной форме.
- Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
- Обсуждение вместе с ребёнком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
- Выражение уверенности в том, что у него всё получится («зайчик выйдет красивым; он не будет больше толкать девочек»).
Материал подготовила педагог-психолог Матеркова Людмила Борисовна