На главную - Для родителей - Специалисты советуют - Советы психолога

Кризис семи лет

На основе возникновения самосознания дошкольника появляется возрастной кризис семи лет.

Основные симптомы кризиса:

  • манерничанье
  • кривляние
  • непослушание
  • своеволие-
  • конфликты с родными
  • частые эмоциональные вспышки

 

Как справиться с кризисом семи лет

  1. Прежде всего, нужно помнить, что кризисы - это временные явления, длительностью не более 8 месяцев; они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените, своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твёрдое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самом сознании ребёнка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом - не негативная симптоматика, а стремление ребёнка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6 - 7 летнего ребёнка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания.

 

Стратегия позитивного оценивания ребёнка

  • Положительная оценка ребёнка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»).
  • Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу») должны даваться в мягкой тактичной форме.
  • Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  • Обсуждение вместе с ребёнком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  • Выражение уверенности в том, что у него всё получится («зайчик выйдет красивым; он не будет больше толкать девочек»).

Материал подготовила педагог-психолог Матеркова Людмила Борисовна