На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»
Дидактическая игра
Структура дидактической игры (А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская)
1. Задачи:
А. Для педагога:
- дидактическая: в соответствии с образовательной областью (областями). Например: упражнять детей в составлении трех (четырех) - словных простых предложений и т.п.
- развивающая. Например: учить анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.
- воспитательная, направленная на формирование игровых умений детей, их качеств в соответствии с возрастом. Например: упражнять детей в игре парами, в выполнении правил игры (ходить по очереди, по сигналу взрослого начинать ход) и т.п.
Все задачи формулируются конкретно, диагностично для фиксации результата.
Б. Игровая задача: для ребенка, формулируется как мотивация активности ребенка в игре (помоги зайчику правильно закрыть большую карту такими же маленькими карточками, найти морковку, капусту и пр.), выиграй (без состяз. мотива до 2 пол. года средней группы)
2. Правила:
А. организационные (количество игроков, место игры, кто ведет игру и др.),
Б. дисциплинарные (управляющие поведением детей в игре),
В. игровые (установка к выигрышу - как играть, чтобы выиграть). Например: кто поможет зайчику правильно закрыть большую карту такими же маленькими карточками, тот выиграет и т.п.
3. Содержание (сюжет) игры.
4. Игровые действия: кратко, ясно описывают последовательность игры для детей.
5. Игровые атрибуты.
6. Результат (формулируется в соответствии с задачами). Например: ребенок выиграл!! составляет трех (четырех) - словные предложения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы по картинкам или игрушкам, соблюдает правила игры и т.п.
Этапы руководства (Князева Л.П.):
- подготовительный
- обучающий
- этап самостоятельности и развития творчества в игре
При поэтапном планировании предусмотреть:
- сроки
- задачи ОП
- формы и методы
Педагогическая система руководства дидактическими играми (Л.П. Князева)
Этап | Задачи | Методы и формы |
Подготовительный | -Обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры -развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками -формировать отдельные игровые умения (принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата) -обогащение опыта взаимодействия | -НОД по разным разделам программы, ОО -рассматривание иллюстраций, предметов -беседы об окружающем, социальных явлениях, объектах природы -совместные виды деятельности (продуктивные, игровые) -дидактические упражнения разных видов |
Обучающий | -Знакомить детей с новой дидактической игрой (внешний вид, название, содержание, правила, способы игровых действий и взаимодействий) -развивать и поддерживать интерес к новой игре -формировать опыт выполнения разных ролей в новой игре -формировать социально-нравственные качества -развивать произвольность, внимание, восприятие, мышление | Рассматривание новой игры -обсуждение содержания, правил, игровых действий, особенностей организации - демонстрация игры взрослыми -совместная игра педагога и детей (на правах ведущего, затем партнера) -наблюдение за самостоятельными играми детей -беседа перед игрой -беседа после игры -оценка игры детей |
Этап развития самостоятельности и творчества в игре | -Развивать самостоятельность и самоорганизацию в игре -поддерживать интерес к игре -развивать творческие способности детей (для детей раннего возраста творческие проявления м. б.: найди лишнюю, найди ошибку, найди предмет в группе и т.д.; для детей ДВ: придумывание новых вариантов игры: новых правил, игровых действий, замещение атрибутов) -совершенствование умений совместной деятельности
| -Прием взаимообучения игре -введение новых правил в игру -беседа об изменениях содержания игры - придумывание детьми нового варианта игры введение арбитров (судей), экспертов -наблюдение за играми детей -создание проблемно - игровых ситуаций -оценка качества выполнения отдельными детьми роли, правил -соревнование игроков |
Картотека вариантов любой дидактической игры, например, «Овощи»
Вариант | Задачи: дидактические, воспитательные развивающие | Правила: организационные, дисциплинарные | Игровая задача+игровое правило | Игровые действия | Атрибуты | Результат |
1. | ||||||
2. | ||||||
3 |
Презентационные материалы по теме "Дидактическая игра" - скачать