На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»

Дидактическая игра

Структура дидактической игры (А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская)

1. Задачи:

А. Для педагога:

- дидактическая: в соответствии с образовательной областью (областями). Например: упражнять детей в составлении трех (четырех) - словных простых предложений и т.п.

- развивающая. Например: учить анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.

- воспитательная, направленная на формирование игровых умений детей, их качеств в соответствии с возрастом. Например: упражнять детей в игре парами, в выполнении правил игры (ходить по очереди, по сигналу взрослого начинать ход) и т.п.

Все задачи формулируются конкретно, диагностично для фиксации результата.

Б. Игровая задача: для ребенка, формулируется как мотивация активности ребенка в игре (помоги зайчику правильно закрыть большую карту такими же маленькими карточками, найти морковку, капусту и пр.), выиграй (без состяз. мотива до 2 пол. года средней группы)

2. Правила:

А. организационные (количество игроков, место игры, кто ведет игру и др.),

Б. дисциплинарные (управляющие поведением детей в игре),

В. игровые (установка к выигрышу - как играть, чтобы выиграть). Например: кто поможет зайчику правильно закрыть большую карту такими же маленькими карточками, тот выиграет и т.п.

3. Содержание (сюжет) игры.

4. Игровые действия: кратко, ясно описывают последовательность игры для детей.

5. Игровые атрибуты.

6. Результат (формулируется в соответствии с задачами). Например: ребенок выиграл!! составляет трех (четырех) - словные предложения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы по картинкам или игрушкам, соблюдает правила игры и т.п.

Этапы руководства (Князева Л.П.):

  1. подготовительный
  2. обучающий
  3. этап самостоятельности и развития творчества в игре

При поэтапном планировании предусмотреть:

  • сроки
  • задачи ОП
  • формы и методы

 Педагогическая система руководства дидактическими играми (Л.П. Князева)

Этап

Задачи

Методы и формы

Подготовительный

-Обогащать представления и опыт детей в соответствии с содержанием дидактической игры

-развивать интерес к игровой деятельности со взрослыми и сверстниками

-формировать отдельные игровые умения

(принимать задачу, подчиняться правилам, добиваться результата)

-обогащение опыта взаимодействия

-НОД по разным разделам программы, ОО

-рассматривание иллюстраций, предметов

-беседы об окружающем, социальных явлениях, объектах природы

-совместные виды деятельности

(продуктивные, игровые)

-дидактические упражнения разных видов

Обучающий

-Знакомить детей с новой дидактической игрой

(внешний вид, название, содержание, правила, способы игровых действий и взаимодействий)

-развивать и поддерживать интерес к новой игре

-формировать опыт выполнения разных ролей в новой игре

-формировать социально-нравственные качества

-развивать произвольность, внимание, восприятие, мышление

Рассматривание новой игры

-обсуждение содержания,

правил, игровых действий, особенностей организации

- демонстрация игры взрослыми

-совместная игра педагога и детей

(на правах ведущего, затем партнера)

-наблюдение за самостоятельными играми детей

-беседа перед игрой

-беседа после игры

-оценка игры детей

Этап развития самостоятельности и творчества в игре

-Развивать самостоятельность и самоорганизацию в игре

-поддерживать интерес к игре

-развивать творческие способности детей

(для детей раннего возраста творческие проявления м. б.: найди лишнюю, найди ошибку, найди предмет в группе и т.д.;

для детей ДВ: придумывание новых вариантов игры: новых правил, игровых действий, замещение атрибутов)

-совершенствование умений совместной деятельности

 

-Прием взаимообучения игре

-введение новых правил в игру

-беседа об изменениях содержания игры

- придумывание детьми нового варианта игры

введение арбитров

(судей), экспертов

-наблюдение за играми детей

-создание проблемно - игровых ситуаций

-оценка качества выполнения отдельными детьми роли, правил

-соревнование игроков

 

Картотека вариантов любой дидактической игры, например, «Овощи»

Вариант

Задачи: дидактические, воспитательные

развивающие

Правила:

организационные, дисциплинарные

Игровая задача+игровое правило

Игровые действия

Атрибуты

Результат

1.

           

2.

           

3

           

Презентационные материалы по теме "Дидактическая игра" - скачать