На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»
Весёлая Логоритмика
Тема: «В осеннем лесу»
Подготовили: Мастрикова Н.В.. Кащенко М.А.
Цель: Формирование представлений детей о типичных осенних явлениях: холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают в теплые края, с деревьев опадают листья и т. д.
Задачи: Обобщить первичные представления детей об осени. Актуализировать значение понятия «листопад». Активизировать словарь детей. Вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Логоритмика - это предмет, являющийся одним из звеньев лечебной ритмики, активной терапии, которая осуществляет связь слова (звука, музыки и движения). А так же, это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук) сочетаются с произношением специального речевого материала.
Цель занятия:
Занятия проводятся для профилактики нарушений речи.
В занятия включены: дыхательные упражнения, пальчиковые игры, чистоговорки, речевые игры, занятия на развитие чувства ритма и внимания, занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Вводная часть: Приветствие.
В кругу:
- Начинаем заниматься. Будем весь урок стараться. Повторять, не зевать. Всё за-по-ми-нать! (Железнова Е.)
Педагог бросает мяч ребёнку:
- Это кто к нам пришёл?
Ребёнок:
- Это Варя к вам пришла
Педагог:
- Очень приятно! и тд.
Основная часть
Педагог:
- Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
- Друзья, а не отправиться ли нам в осенний лес? На машине. Но сначала надо подготовить наш автомобиль.
Логоритмика «Автомобиль»
У машины есть капот (тонким голосом, руки вперед)
Багажник (низким голосом, руки за спину)
Вверху потолок, стучим громко тук-тук-тук
Тихо тук-тук-тук.
Внизу пол руки превращаем в щетки,
Подметаем пол произносим звук Ш…Ш…Ш
Как двери работают у машины?
Проверяем произносим звук А…(руки согнуты в локтях перед грудью)
Проверяем дворники произносим чик…чик…чик…(руки в согнуты в
Локтях, влево -вправо)
И заводим мотор со звуком Д…Д…Д…( упражнение для выработки вибрации языка: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно ускоряем темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук должен произноситься так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Педагог:
- Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, кто здесь спрятался.
Находят ёжиков (массажные мячики Су - Джок)
Су Джок терапия. В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Знакомим детей с массажным мячиком.
Педагог:
- Этот маленький дружок, называется Су Джок, я его в руках катаю, свои пальцы разминаю. Будут пальчики сильнее, а головушка умнее.
Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом:
- Бегал ежик по дорожке,
(катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки.
Он катился и катился. В правую ручку закатился.
Мячик в ручку мы возьмем. Крепко накрепко сожмем. (Сжимает мячик в правой руке) Бегал ежик по дорожке (катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки. Он катился и катился. В левую ручку закатился.
Мячик в ручку мы возьмем. Крепко накрепко сожмем. (Сжимает мячик в левой руке).
Танец с помпонами под музыку «Осень, осень раз, два, три…
Массаж спины «Дождь»
Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.
Дети встают друг за другом и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.
Педагог:
- Дождь! Дождь!
Надо нам, расходиться по домам (похлопывают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек (поколачивают кулачками)
Град! Град! Сыплет град (постукивают пальчиками)
Все под крышею сидят. Только мой братишка в луже (поглаживают спину ладошками)
Ловит рыбу нам на ужин (поворачиваются и делают массаж ещё раз).
Музыкальная ИГРА «СОСЕДИ» Е.Железновой
Педагог с детьми сидят в кругу на полу, поют и выполняют действия по тексту песни.
Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать,
Соседей можно потолкать, потолкать.
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать,
Соседей можно щекотать, щекотать
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать,
Соседям можно пошептать, пошептать.
Соседей надо обнимать, обнимать, обнимать (поём эту строчку 2 раза).
«Грибочки в лукошке»
Цель: Формирование у детей представлений о разнообразии грибов, их строении, умения распознавать съедобные и несъедобные грибы.
Педагог:
- Друзья! Послушайте, какая чудесная песенка зазвучала.
Веселые грибочки (Танец мухоморчиков). Слова и музыка: Оксаны Долгалёвой.
Педагог:
- в осеннем лесу много грибов. Давайте, пока звучит песенка, соберём грибочки.
После деятельности делаем выводы: какие грибы съедобные, и не съедобные.
Заключительная часть (рефлексивно - оценочный этап)
Пальчиковая гимнастика:
- Осень, осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад, листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны, подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.
Педагог:
- Дети, пришла пора возвращаться в детский сад. До свидания осенний лес!
Возьмем в ручки руль, отправляемся домой! Дети двигаются по разным дорожкам.
Слышат звон колокольчика, подходят к педагогу.
В кругу. Педагог:
- Вот мы и вернулись в детски сад, ребята, а куда мы с вами сегодня путешествовали, кого видели, что делали? (ответы детей) Рефлексия.
Дети с педагогом (пропеть):
- До свиданья мальчики! До свиданья девочки! До сви - да - ни - я…
Тема: «Домашние птицы»
Занятия проводятся для профилактики нарушений речи.
В занятия включены: дыхательные упражнения, пальчиковые игры, чистоговорки, речевые игры, занятия на развитие чувства ритма и внимания, занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Вводная часть: Приветствие.
В кругу:
- Начинаем заниматься. Будем весь урок стараться. Повторять, не зевать. Всё за-по-ми-нать! (Железнова Е.)
Педагог:
- Сегодня, предлагаю вам, Мои друзья! Поехать на поезде в гости к бабушке в деревню. Поедем?
Дети:
- Поедем.
Педагог:
- Тогда отправляемся на железнодорожную станцию.
Упражнение «Через палки мы шагаем» (см. Н.В. Нищева. Логопедия. Ритмика, с. 73.) Ходьба с перешагиванием через палки, параллельно положенные на пол.
Педагог раскладывает по полу палки:
- Ой, а дорожка до станции вся в препятствиях. Осторожно! Не упадите!
Звучит музыкальное сопровождение (марш). Дети шагают друг за другом, перешагивая через палки, и проговаривают вместе с педагогом:
- Через палки мы шагаем, мы на них не наступаем. Ноги выше поднимаем
и на них не наступаем.
Основная часть
Педагог:
- Вот мы и на станции. Поторопимся, в путь!
Познакомить с танцем «Машинист», учить детей двигаться, положив друг другу руки на плечи:
- Прошу вас встать друг за другом и положить руки на плечи впереди стоящему и у нас получится паровозик. Как только заиграет музыка, мы двинемся вперёд. По моей команде «Машинист поменялся», первый убегает в конец нашего состава. Как только прозвучит команда «Воротики», первых два человека, взявшись за руки, поднимают их вверх и образуют ворота, а все остальные вагончики проходят через него. Как только весь состав прошёл, наши «воротики» убегают в конец состава. И так далее.
Игра «Приготовим корм птицам» (Развитие тонкой моторики.)
Педагог берет игрушку - бабушку:
- Здравствуйте, гости дорогие!
Дети:
- Здравствуй, бабушка!
Бабушка:
- Я так рада, что вы приехали! Помогите, пожалуйста, мне приготовим корм для домашних птиц. В красную чашечку сложить красную - фасоль, а в белую - белую. Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.
Дети выполняют задание, педагог помогает им.
Танец цыплят. Дети подпевают:
- Мы веселые цыплята. Любим с мамой танцевать, а еще мы очень дружно любим песни распевать. Припев: Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы шагаем, Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы клюем. Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы танцуем, Ко-ко, ко-ко-ко, вот как мы поем! Мама-курочка идет За собой нас всех ведет, а мы прыгаем, шалим. Птичий двор весь веселим. Вечером, когда за лесом, прячет солнышко лучи, под крылом укрывшись, мамы. Мы немножко помолчим. Педагог: - Вот какой веселый птичий двор! Кто здесь живёт? Дети перечисляют домашних птиц..
Педагог:
- Посмотрите, какой важный индюк. А знаете, как он разговаривает? Он, болбочет. Давайте вместе попробуем подражать индюку.
Артикуляционная гимнастика «Индюк». Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл-бл». Обратить внимание на то, что кончик языка должен нагибаться к верху.
Педагог:
- Ну, что ж друзья, у бабушки хорошо, но пора возвращаться к мамам и папам. В детский сад! Поедем на машине.
Логоритмика «Автомобиль»
У машины есть капот (тонким голосом, руки вперед)
Багажник (низким голосом, руки за спину)
Вверху потолок, стучим громко тук-тук-тук
Тихо тук-тук-тук.
Внизу пол руки превращаем в щетки,
Подметаем пол произносим звук Ш…Ш…Ш
Как двери работают у машины?
Проверяем произносим звук А…(руки согнуты в локтях перед грудью)
Проверяем дворники произносим чик…чик…чик…(руки в согнуты в
Локтях, влево -вправо)
И заводим мотор со звуком Д…Д…Д…( упражнение для выработки вибрации языка: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно ускоряем темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук должен произноситься так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Педагог:
- Вот мы и вернулись в детский сад. Что это? Находят мячики массажные Су - Джок. В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Су Джок это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Продолжаем знакомить детей с массажным мячиком и колечками - пружинками. Педагог:
- Этот маленький дружок, называется Су Джок, я его в руках катаю, свои пальцы разминаю. Будут пальчики сильнее, а головушка умнее.
Дети повторяют слова и выполняют действия с мячиком и кольцевой пружинкой в соответствии с текстом:
- Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утенок.
(катают колечко на пальчиках)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(катают Су - Джок между ладонями)
Заключительная часть (рефлексивно - оценочный этап)
В кругу. Педагог:
- Вот мы и вернулись в детски сад, ребята, а куда мы с вами сегодня путешествовали, кого видели, что делали? (ответы детей) Рефлексия.
Дети с педагогом (пропеть):
- До свиданья мальчики! До свиданья девочки! До сви - да - ни - я..
Тема: «В гостях у Птички-невелички. Перелётные птицы»
В занятия включены: дыхательные упражнения, пальчиковые игры, чистоговорки, речевые игры, занятия на развитие чувства ритма и внимания, занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти.
Задачи: Создать условия для побуждения детей к речевой активности по теме «Перелётные птицы». Способствовать формированию дыхательно-артикуляционного аппарата, слухового восприятия.
Вводная часть
Организационный момент. В кругу:
- Начинаем заниматься. Будем весь урок стараться. Повторять, не зевать. Всё за-по-ми-нать! (Железнова Е.)
Коммуникативная игра «Здравствуйте!» Педагог:
- Здравствуйте, ладошки! Вытянуть руки вперед.
Хлоп - хлоп - хлоп! 3 хлопка в ладоши.
Здравствуйте, ножки! Погладить ножки.
Топ - топ - топ! Потопать ножками.
Здравствуйте, щечки! Погладить щечки.
Плюх - плюх - плюх! Слегка похлопать по щечкам
Здравствуйте, губки! Качают головкой.
Чмок - чмок - чмок! Почмокать губками.
Здравствуйте, зубки! Качают головкой.
Щелк - щелк - щелк! 3 раза пощелкать зубками.
Здравствуй, носик! Погладить носик.
Бип, бип, бип! 3 раза нажать на носик указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! Протянуть руки вперед, ладошками вверх.
Привет! Помахать рукой над головой.
Появляется кукла Птичка-невеличка.
Педагог:
- Ребята, птичка хочет научиться гимнастике для язычка. Поможем ей, покажем, как веселится наш язычок.
Артикуляционная гимнастика «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Птичка загадывает загадку:
- Птицы стаями летят. Грустно. Дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, потому что это …(осень).
Ребята, я предлагаю вам отправиться в осенний парк. Поедем на машине. Вспомним, что у машины есть.
Логоритмика «Автомобиль»:
- У машины есть капот (тонким голосом, руки вперед)
Багажник (низким голосом, руки за спину)
Вверху потолок, стучим громко тук-тук-тук.
Тихо тук-тук-тук.
Внизу пол. Руки превращаем в щетки, подметаем пол, произносим звук Ш…Ш…Ш
Проверим, как двери работают у машины? Произносим звук А…(руки согнуты в локтях перед грудью).
Проверим дворники (стеклоочистители).
Произносим чик…чик…чик…(руки согнуты в локтях, влево -вправо).
Фары. Произносим звук А. У. (руки согнуты в локтях, работают кисти)
И заводим мотор со звуком Д…Д…Д…( упражнение для выработки вибрации языка: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно ускоряем темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук должен произноситься так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Берём руль. Повернулись друг за другом. Поехали..
Основная часть
Педагог:
- Друзья, мы приехали в осенний парк.
Педагог показывает на картину: осенний опустевший парк, с деревьев опадают листья, улетают журавли.
- Осенью становится холодно, прячутся насекомые, птицам нечем питаться. Вот поэтому, ребята, птицы осенью улетают в теплые края. Птичка-невеличка тоже собралась улетать. Помашем ей..
Артикуляционная гимнастика «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
Педагог:
- Вот, как птенцы просят у мамы и папы покушать.
А каких перелётных птиц мы с вами знаем?
Выставляются изображения перелётных птиц (аист, журавль, зяблик, лебедь, скворец, трясогузка, утка, цапля).
Упражнение: «Отлёт птиц».
Педагог:
- Ребята покажите, как перелётные птицы готовятся к отлёту.
- Гуси,утки!
- Кря - кря - кря - летим в тёплые края! (дети поднимают и опускают локти).
Будем крыльями махать, будем крылья разминать (дети делают лёгкие движения руками).
Правым крылом взмахнём, левым взмахнём потом
( дети поднимают и опускают правую затем левую руку)
Поворот направо: (дети поворачиваются)
- До свиданья, зайка! (кланяются)
Поворот налево:
- До свиданья, белка!
Летим вперёд за вожаком (дети бегут на носочках по кругу)
И покружимся кругом (кружатся).
До свиданья, милый дом! (машут руками бегут по кругу)
Вперёд полетели, а как устали - сели (приседают).
Дыхательная гимнастика благоприятно влияет на здоровье всего нашего организма. Педагог (поёт):
- Смотрите, смотрите, что я принесла. Смотрите, какое перо я нашла. Оно по ладошке тихонько ползёт. Сначала по кругу, а после вперёд.. (Железнова Е.) Движения по тексту.
Пальчиковый самомассаж колечками Су Джок
Педагог:
- Наш массаж сейчас начнём, каждый пальчик разотрём. Возьмём золотое колечко. Будем катать его по пальчикам и песенку петь. Начнём с мизинчика:
- Пальчик, где твой домик, как тебя зовут?
Я мизинец, а дом мой тут.
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут.
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут.
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут.
Пальчик, где твой домик, как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут.
Заключительная часть (рефлексивно - оценочный этап)
Педагог:
- Дети, пришла пора возвращаться в детский сад. До свидания осенний парк!
Возьмем в руки руль, отправляемся домой!
Путешествие в осенний парк, Вам понравилось? Кого видели, что делали? (ответы детей) Рефлексия.
Дети с педагогом (пропеть):
- До свиданья мальчики! До свиданья девочки! До сви - да - ни - я..