На главную - Для педагогов - «Изюминки педагогов»
Конспект «Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (старшая группа 5-6 лет)
Тема: «Развитие речи через экспериментальную деятельность. Свойства бумаги»
Подготовили: Мастрикова Н.В., Кащенко М.А.
Цель: Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: мягкая – твёрдая; прочная – непрочная; высокая – низкая степень водопроницаемости.
Предварительная работа: беседы на тему «Бумага в нашей жизни»
Материалы и оборудование: Бумага разных видов (для опыта берём только салфетки и картон), ёмкости с водой.
Ход занятия: Дети находятся в игровой зоне, воспитатель входит с глобусом. Вместе с детьми рассматривают глобус, вращают вокруг оси, изучают.
- Дети, что это такое?
- Глобус
- А что такое глобус?
- Это модель Земли?
- А что такое модель?
- Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз.
- Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе.
- Цвета обозначают воду и сушу. Суша – это горы, пески, леса, равнины и др.
- Какого цвета очень много на глобусе?
- Голубого, синего.
- Почему?
- Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли.
- А какого цвета очень мало?
- Зеленого.
- Как вы думаете, почему?
- Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют.
- А для чего рубят леса?
- Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги.
- Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее наверное тоже видите?
- Да, видим книги, альбомы…
- Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего? Ответы детей…
- Дети, сегодня мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент? (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Существуют разные виды бумаги: калька, бархатная и тд. Но сегодня мы рассмотрим два вида бумаги – это салфетка и картон. Но перед экспериментированием надо немножко подвигаться.
Физминутка. «Если нравится тебе, то делай так…»
Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги: мягкость – твёрдость. Попробуем помять салфетку и картон. Какая бумага легче мнется? Салфетка легче мнется, и пальцы не устают, так как она тонкая, а вот смять картон очень сложно, надо приложить максимум усилий. Это первое свойство бумаги. Дети отмечают в таблице (+,-)
- Второе свойство бумаги – прочность. Попробуйте порвать салфетку – картон. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Ответы детей…., фиксируют в таблице.
- Третье свойство бумаги – водопроницаемость. В емкость с водой опустим бумагу. Дети делают выводы: салфетка намокла быстрее, так как лёгкая, значит у неё высокая степень водопроницаемости. Картон же напротив, так как плотный – низкая степень водопроницаемости. Фиксация в таблице..
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвем, рвем,
мы бумагу клеим, клеим
мы бумагу мнем, мнем.
Итог. Понравилась, ли вам наша беседа, опыты? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?